Sony PlayStation, 32-битная система – первая консоль с играми на CD-дисках, получившая популярность и признание по всему миру.
Как это ни странно, но первый шаг в создании PlayStation сделала компания Nintendo, накликав себе сильнейшего конкурента. В 1986 году Нинтендо заинтересовалась появлением стандарта, позволявшего записывать на CD-диски произвольные данные. Компания решила, что неплохо бы выпускать на дисках игры, и в 1988 году заключила контракт на создание CD-привода для SNES с компанией Sony, ранее уже создавшей для SNES одну железку – звуковой процессор Sony SPC700 с потрясающими на то время возможностями.
Однако, Сони тоже планировала разработать консоль – имевшую совместимость как с играми на картриджах SNES, так и с играми на дисках для SNES-CD.
В 1989 году SNES-CD и приставка Sony – Play Station, должны были демонстрироваться на выставке Consumer Electronics Show. Однако когда Хироси Ямаути прочитал уже заключённый контракт, то был взбешён – выходило, что Sony получает полный контроль над всеми продуктами, выходящими на SNESCD-ROM. Nintendo втайне отменила все планы сотрудничества с Sony и заключила контракт с фирмой Philips, уже на выгодных для себя условиях.
После такого предательства, Sony решила использовать оставшиеся наработки и выпустить независимую консоль. В ответ на это Nintendo подала в суд за нарушение контракта. Но в конце 1992 года компании пришли к соглашению: Nintendo продолжает использовать звуковой чип Sony, а приставке Play Station позволяется запускать порты со SNES, но Nintendo становится владельцем прав и получает часть прибыли от игр.
Но тогда в Sony уже поняли – эра SNES уходит. В 1993 году началась доработка концепта, из названия приставки убрали пробел, а 4 декабря 1994 года новая система – Sony PlayStation увидела жизнь.
К началу продаж в Америке уже были готовы игры всех жанров. Выпуск игр на CD-дисках был гораздо проще и дешевле, нежели на картриджах. На дисках помещалось гораздо больше данных – сотни мегабайт текстур, звука и музыки, против максимума в 64 мегабайт на картриджах своего ближайшего конкурента – Nintendo 64. Увеличение объёма игры на картридже означало усложнение его конструкции, больший процент выхода битых чипов, закономерное увеличение цены и, следовательно, выливалось в более слабые продажи. Разработчикам игр приходилось мудрить, пытаясь впихнуть современную игру в минимальный объём памяти; например, Zelda 64 имеет размер всего лишь 32 МБ. Для дисков же разницы нет – хоть 100 мегабайт, хоть 500.
Всему этом очень радовались и пираты, быстренько освоившие выпуск нелицензионных дисков.
Всё это стало результатом высоких продаж PlayStation – а продано их уже более 100 млн. единиц.
Производство консоли длилось 11 лет и закончилось в 2006 году, и то лишь потому, что Sony понадобились производственные мощности для выпуска PlayStation 3.
На сентябрь 2006 года во всем мире было выпущено 7902 наименований игр и другого программного обеспечения для PlayStation общим количеством 961 миллионов штук.
© Ser5